«

»

Ноя 02 2021

Распечатать Запись

Дополнительное речевое развитие детей и возможные ошибки взрослых

Уважаемые родители!

      Сегодня речь пойдёт о дополнительном речевом развитии детей и о возможных ошибках взрослых, которые в дальнейшем могут создать препятствия для успешного усвоения грамоты, чтения, письма и обучения детей в школе в целом. Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   звукопроизношение. Это не совсем так. Кроме постановки звуков, логопед выполняет целый ряд других задач. Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности,
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамма­тической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнитель­ных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных навыков учебной деятельности (уметь внимательно слушать педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.

Для начала хочется рассказать вам о сензитивных периодах развития речи детей-дошкольников. Сензитивный период развития, согласно сведениям из Википедии — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Т.е., если сказать проще, то это период или наиболее благоприятный момент, в который обучение ребёнка-дошкольника, принесёт самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать информацию, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Иными словами, это всплески восприимчивости.

Термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Пять периодов развития речи по Выготскому:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года. Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года. Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет. Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет. Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению и письму является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

       Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов приблизительны, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период», — говорила Мария Монтессори. Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Можно сравнить сензитивные периоды с окнами, которые постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией. Большинство детей, пяти и даже четырех лет, неудержимо стремятся к буквам. Как правило, в 5 лет ребёнок проявляет наибольший интерес к буквам, работе с алфавитом. Появляется спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребёнку хочется напечатать своё имя, сделать надпись на своей поделке маме на 8 Марта или папе к 23 февраля. Ребенок учится читать – т.е. понимать не только свои, но и чужие мысли.

Помимо сензитивных периодов выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые «дети-маугли».

Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно, выразительно. Именно развитая речь со всеми ее компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению, проявлением его коммуникативных возможностей. 

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, общении со сверстниками. Также нарушается формирование личности ребенка, что влечёт за собой психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы; развиваются отрицательные качества характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности). Всё это негативно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом и, в дальнейшем, даже на выборе профессии.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи, а, при имеющихся проблемах, их коррекции.

Очень важно развивать речь детей, так как ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

Восстановление речевых функций ребёнка зависит не только от работы логопеда. Основная роль принадлежит семье. Я всегда повторяю родителям фразу, которую когда-то услышала ещё в институте: «80% воспитания даёт ребёнку семья. И лишь 20 % — образовательные организации». Активное участие родителей в процессе речевого развития ребёнка обязательно дадут положительный результат. Не правы те родители, которые считают, что ребёнок ходит на занятия, вот пусть там его и учат. Да ещё и деньги за него платим!

В настоящее время существует множество источников, из которых можно почерпнуть полезную информацию. Главный источник информации – это ресурсы интернета. Многообразие книг, развивающих пособий, альбомов по развитию речи дают возможность родителям помочь своему ребёнку дома и самостоятельно. Но если у ребёнка тяжёлое нарушение речи (когда нарушена вся речевая система в целом: и фонетика, и грамматика, и связная речь, и фонематический слух) и, несмотря на усилия и работу родителей, не наблюдается динамика, необходимо обратиться к специалисту. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата коррекционной работы.

Сензитивный период для коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста — это 5-7 лет. Поэтому распространённое мнение, что придёт время, и ребёнок сам заговорит, ошибочно. Если один логопед говорит ещё подождать, а родители сомневаются, обратитесь к другому. Зачастую полезно выслушать мнение нескольких специалистов, чтобы принять правильное решение. Не надо надеяться, что, как говорится шутя: «Само заживёт» или всё быстро исправится. Ведь речевое развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт, начиная с рождения. Значит, и исправление речи не может произойти мгновенно как по мановению волшебной палочки.

В нашем детском саду для детей с нарушениями речи существует логопункт «Речецветик», куда по решению ПП консилиума зачисляются дети, имеющие нарушения звукопроизношения не менее 5-6 звуков.

Очень часто родители детей, зачисленных в логопункт, принимают решение не посещать дополнительную образовательную услугу «Театр красивой речи», где, с использованием элементов театрализованной деятельности, дети развивают фонематический слух, учат звуки нашей речи. На слух различают твёрдые-мягкие согласные звуки, звонкие-глухие. Определяют ударные и безударные гласные звуки. Знакомятся со звуко-слоговым анализом слова, обозначая каждый звук символом определённого цвета. У детей есть специальные пеналы с фишками разных цветов и колокольчиками. которыми обозначаются звонкие согласные звуки. В гости к детям на каждое занятие приходят звуковички-гномики в одежде разных цветов. Если учим гласные, то в гости приглашаем звуковичка в красной одежде. А если звук твёрдый – в синей. А в зелёной одежде звуковичок гостит, когда изучаем мягкие согласные звуки. Дети учатся произносить повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения (повествуют, спрашивают, восклицают), что очень важно уметь, если тебе интересен театр! Хочется сказать вам, что некоторые знания, получаемые на дополнительной платной услуге в детском саду, есть в вопросах экзамена ЕГЭ в 11 классе! Дети уже в детском саду учатся соотносить понятия «звук-буква».

Очень распространённая ошибка, даже среди родителей – разделение понятий «буква» и «звук». Наверное, вы не раз слышали фразу: «Придумай слова на букву…», совершенно забывая о том, что буква – это зрительный образ звука, который мы видим глазами. А если мы придумываем слова устно, только произнося их в речи, не видя зрительного подкрепления, то говорить надо не «буква», а «звук». Фразу выше надо произнести: «Придумай слова со звуком…».

Часто бывает так, что дети выучили с родителями алфавит, но при чтении слова «МАК» ребёнок прочитает «эМАКа». Ведь вы учили дома буквы, называя их так, как они звучат в алфавите, а в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Поэтому букву надо называть так, как звучит звук, называя её коротко без гласных призвуков: Б, П, М, Н (не БЭ, ПЭ, ЭМ, ЭН) и т.д.

Дополнительная платная услуга, оказываемая в нашем детском саду, содержит в своём названии ключевое слово «дополнительная». Хочу напомнить, что занятия воспитателя по обучению грамоте проводятся по основной общеобразовательной программе детского сада в старшей группе 2 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 25 минут. В подготовительной группе —1 раз в неделю. Длительность занятия 30 минут. Как специалист считаю, что этого не достаточно для того, чтобы полностью освоить всю фонетическую систему языка, которая состоит из 42 звуков, развить у ребёнка фонематическое восприятие, выучить буквы и научить его читать.

Занятия программы детского сада содержат основы обучения грамоте или правильнее сказать – подготовка к обучению грамоте. Если вы хотите, чтобы ребёнок глубже окунулся в этот процесс, хорошо учился в школе по русскому языку, был успешен в будущем, рекомендую посещать дополнительные занятия. Связывая театр с обучением графическим навыкам говорю детям, что в театрализованной деятельности очень важно уметь разместить рекламу в виде афиш, напечатанных буквами или изготовить декорации, содержащие какие-то слова. Поэтому очень важна будет работа логопеда по развитию у ребёнка мелкой моторики рук. Поскольку, речевой и моторно-двигательные центры в коре головного мозга находятся рядом и взаимосвязаны, путём прорастания нервных волокон из одной зоны в другую, то, отрабатывая мелкие (точные) движения кистей рук ребёнка, мы стимулируем его речевое развитие.

Всё это в дальнейшем положительным образом повлияет на развитие графических навыков, необходимых для обучения письму будущего первоклассника. Поэтому на дополнительной услуге я учу детей правильно держать карандаш тремя пальцами, формируя его правильный захват, что предотвращает развитие кистевого остеохондроза в будущем. Для овладения навыком письма необходима выработка плавных, ритмических, хорошо координированных движений руки, тонких пространственных ориентировок, в том числе на листе бумаги, хорошего глазомера. Очень часто дети, только начавшие посещать дополнительную платную услугу, не видят строчку. Не понимают, что строчка состоит из 2-х линий – верхней и нижней. Не умеют удерживать взглядом строчку до конца работы. Буквы таких детей разные по величине, иногда состоят из 8-10 клеток по высоте (вместо 1-2), несмотря на предварительный показ, подробное объяснение и наглядный образец. Не соблюдаются промежутки между элементами, буквы опускаются вниз, под нижнюю линейку или поднимаются вверх, заходя за верхнюю линию строчки. Присутствует слабый нажим на карандаш, неровные, дрожащие линии. При печатании предложений не всегда соблюдают 3 правила их печатания (с большой буквы, слова друг от друга отдельно, в конце точка, восклицательный или вопросительный знаки).

На дополнительных занятиях я учу детей печатать диктанты в тетрадях с яркой, хорошо заметной клеткой. Я произношу, говорю (диктую) звуки, слоги, слова или предложения (в зависимости от срока обучения). Дети внимательно слушают, анализируют прозвучавшее и принимают решение, как правильно обозначить буквами прозвучавшее в моей речи и услышанное их ушами.  В диктантах у нас есть 3 основных правила, которые надо соблюдать:

  1. Начало диктанта – с большой буквы.
  2. Между словами или слогами, а на начальном этапе просто буквами (учитывая умения детей) ставим значок – запятую; она говорит нам о том, что наша работа продолжается.
  3. В конце диктанта ставим точку, это значит, что наш диктант окончен.

Если во время печатания ребёнок путает буквы, поскольку только начал их изучать или вспоминает их после большого перерыва, полистав свою тетрадь, посмотрев и вспомнив, как выглядит в тетради уже напечатанная ранее буква, то причин для беспокойства нет.

А, вот, если ребёнок не может напечатать слово, потому что постоянно забывает буквы, а также не помнит, как и в какую сторону их печатать, неправильно присоединяет элементы букв друг к другу или выдаёт буквы, не существующие в реале, и если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дисграфии (трудностей в письме). Вот почему всем детям, посещающим дополнительную услугу, я рекомендую завести дома черновик и тренироваться в печатании букв, слогов и слов дополнительно. И здесь надеюсь на вашу помощь, уважаемые родители!

Если вовремя не принять мер, в школе возможны проблемы с письмом, и тогда школьный логопед поставит вашему ребёнку заключение «Дисграфия» — нарушение письма. В таких случаях ребёнок неправильно передаёт зрительный образ буквы, не видит начало и конец строчки, не понимает границы слов, опускает предлоги, пишет слова так, как слышит, передавая на письме ошибки своего нарушенного фонематического слуха. А, если возникнут стойкие трудности в обучении чтению, затруднения в сливании букв в слоги, чтении слов возможно логопедическое заключение «Дислексия» (нарушение чтения).

Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. 

Со слов одной родительницы, чей ребёнок пошёл в первый класс, на родительском собрании учитель озвучил процент детей, кому были поставлены заключения «Дисграфия» и «Дислексия». Он составил 28% от общего числа учеников этого класса. В таких случаях вам будут рекомендованы занятия со школьным логопедом по коррекции дисграфии и дислексии. В наших детских садах и школах учат читать аналитико-синтетическим способом. Навык разложить слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез), формируется не раньше четырёх лет. При этом нужно учитывать, что с ребёнком систематически занимаются и обучают данному умению. Если вы учите ребёнка дома сами и особо не знаете, как это делать правильно – советую не спешить с обучением чтению и обратиться к специалисту, чтобы ребёнок не приобрёл ненависть к процессу обучения. Не следует учить ребёнка читать в 2 года, даже если он выучил все буквы. В большинстве исследований говорится, что мозг ребёнка созревает для чтения ближе к 6-7 годам. Если у ребёнка есть желание обучаться, то необходимо поощрять его, если нет, то в данном случае спешить не стоит.

На своих занятиях я стараюсь отдифференцировать понятия «бытовой звук», «музыкальный звук» и «речевой звук или звук речи», чтобы дети хорошо понимали, чем мы занимаемся на дополнительных занятиях. Основа обучения чтению — это изучение звуков речи. Звуки речи — это то, что мы слышим своими ушами. Дети узнают, что любой звук речи можно обозначить специальными картинками, значками, которые по-взрослому называются «буквы».

 В детском саду мы не учим детей ПИСАТЬ буквы. Этому дети будут учиться в школе. Но умение ПЕЧАТАТЬ буквы печатным шрифтом мы развиваем в детском саду на дополнительной платной услуге. К каждой букве я подбираю стихотворение, ярко о ней говорящее. «Буква У совсем проста – тянет рожки из хвоста», «Буква О была сначала круглая, нормальная. Спать легла – бока помяла и теперь овальная» и т.п.  Даю образец большой и маленькой букв, которые дети печатают в тетрадях, специально заведённых для таких занятий.

Важным этапом речевого развития дошкольника и подготовки его к обучению в школе является формирование начальных навыков звуко-слогового анализа (умение выделить первый и последний звук в слове, определять количество звуков в слове и место каждого звука в слове, их очерёдность, сосчитать количество слогов в слове и т.д.).  Для этого здесь очень важен хорошо развитый фонематический слух (более тонкий, чем наш физиологический слух), который и различает именно звуки речи человека. Систематическое выполнение подобных логопедических упражнений дополнительно к основной программе подготавливает дошкольника к обучению грамоте и является залогом успешного овладения письмом и чтением. Поэтому со стороны родителей будет разумным обратиться к логопеду не за несколько месяцев до поступления ребенка в школу, а именно сейчас, чтобы четырех-пятилетний дошкольник имел достаточно времени «подправить» произносительные недостатки, освоить навыки звуко-слогового анализа, развить связную речь.

В работе по коррекции речевого нарушения важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе логопеда, родителей и других специалистов детского сада. В заключение, несколько слов о распределении учебного материала по возрастам в течение учебного года. В старшей группе мы учим с детьми звуки (буквы) на 3 занятиях. Приведу пример. На первом занятии мы учим твёрдый звук [К] и производим звуко-слоговой анализ слога или маленького слова с этим звуком. На втором занятии – учим мягкий звук [КI] и печатаем небольшой диктант (его объём зависит от умений детей). А 3-е занятие полностью посвящено обучению чтению.  Сначала это слоговые таблицы на каждого ребёнка. Затем – индивидуальные карточки для чтения, где материал подобран так, что состоит только из выученных букв (слоги, слова).

В подготовительной группе звуки изучаются за 2 занятия, учитывая возросшие умения детей. Добавляются задания по решению ребусов конкретно по изучаемым звукам. Количество их тоже варьируется в зависимости от умений детей и сложности самих ребусов. В подготовительной группе к концу года на изучение выносятся «хитрые» буквы Я, Е, Ё, Ю, которые обозначают то 2 звука, то один. Именно эти йотированные гласные вызывают наибольшие затруднения у детей при выполнении звуко-слогового (буквенного) анализа в школе.

                                                                                       Учитель-логопед
Тимофеева Елена Ивановна

Постоянная ссылка на это сообщение: http://tropinki556.ru/%d0%b4%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b5-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%b4%d0%b5%d1%82/